Расширенное содержание.
ЖУРНАЛ №4 (93) 2020г.
<перейти в краткое cодержание>
№ п/п | Авторы |
Название статьи |
Файл |
---|---|---|---|
Социально-экономическое сотрудничество стран азиатско-тихоокеанского региона
| |||
1 | О. М. Рензин В. В. Кучук |
Трансформация институционального инструментария в странах Северо-Восточной Азии: Южная Корея | |
Современная социально-экономическая ситуация в Северо-Восточной Азии тесно связана с преодолением в странах региона последствий беспрецедентных шоков, вызванных пандемией COVID-19. С одной стороны, это определило повсеместную практику формирования и реализации оперативных антикризисных программ, направленных на минимизацию рисков общественного развития. Одновременно существенное изменение условий деятельности, происходящее как в национальном, так и глобальном масштабах, вызвало необходимость корректировки стратегических проектов развития, адаптацию и трансформацию используемых социально-экономических моделей к «новой реальности». В особой мере этот процесс приобрел важность для системообразующих экономик региона (китайской, японской, южно-корейской), в которых происходят активные институциональные преобразования, направленные на повышение эффективности экономического развития, усиление конкурентных позиций стран на региональных и мировых рынках в новых условиях. В статье рассматривается содержание правительственной стратегической программы 2020 года «Корейский Новый курс», осуществляется ее сравнительный анализ с основными социально-экономическими программами, разработанными и реализуемыми в Республике Корея в последнее десятилетие.
Ключевые слова:Северо-Восточная Азия, Республика Корея, стратегические институциональные проекты, креативная экономика, «Корейский Новый курс» |
|||
2 | Линлин Сонг | Анализ комплексного развития цифровой экономики с помощью трансграничной электронной торговли провинции Хэйлунцзян с Россией | |
С момента создания экспериментальной зоны свободной торговли Китая (Хэйлунцзян) в провинции наблюдается ускоренное развитие трансграничной электронной торговли с Россией. Обладая сравнительными преимуществами в области информационных технологий, провинция Хэйлунцзян способствовала более быстрому становлению интернет-экономики в России, включая Дальний Восток, развитию новых форматов цифровой торговли, в т. ч. трансграничной, совместному продвижению онлайновых таможенных, логистических и финансовых услуг.
В статье, которая состоит из четырех частей, рассматривается состояние трансграничной электронной торговли провинции Хэйлунцзян, анализируется развитие её российского направления, выделяются проблемы, а также оцениваются перспективы дальнейшего сотрудничества.
В первой части рассматривается состояние торгово-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией. Этот регион Китая имеет самую протяженную границу с Россией, и сотрудничество с Россией всегда было одним из главных приоритетов его развития.
Вторая часть посвящена основам развития трансграничной электронной коммерции в провинции Хэйлунцзян. В эпоху науки и технологий популярность Интернета значительно возросла, особенно в части роста осведомленности людей о возможности покупок, используя инструментарий Интернета. Учитывая это, провинция Хэйлунцзян также использовала свою промышленную трансформацию для создания новой эры цифровой торговли и улучшения своей экономики.
В третьей части анализируются вызовы и проблемы комплексного развития цифровой экономики с трансграничной электронной торговлей провинции Хэйлунцзян с Россией. Автор рассматривает необходимость усилить строительство трансграничной инфраструктуры и сократить время и стоимость трансграничных перевозок, улучшить возможности трансграничных логистических услуг и продвинуть систему гарантий логистики для России. Особо выделена проблема повышения надежности системы онлайновых платежей.
В заключении представлены рекомендации по развитию межгосударственного сотрудничества Китая и России, оценены среднесрочные перспективы экономического взаимодействия.
Ключевые слова: провинция Хэйлунцзян, Россия, трансграничная электронная коммерция, цифровая экономика. | |||
Дальний восток: новые стратегии и модели развития
| |||
3 | С. Н. Найден | Реализация государственной политики на Дальнем Востоке | |
В статье рассматриваются меры и результаты реализации государственных стратегий, программ, концепций, принятых в период 2009-2019 гг. и направленных на развитие субъектов Дальневосточного федерального округа на период до 2025 года. Выполнен мониторинг показателей демографии населения, уровня жизни и развития социальной инфраструктуры. Проведен сравнительный анализ фактических и программных индикаторов развития, а также откликов социально-демографической системы региона на институциональные новации в период 2009-2019 гг. Установлено, что, несмотря на обилие принятых документов и значительное количество разработанных и применяемых мер, достижение поставленных целей, во всяком случае, по максимизации численности населения, так и не достигнуто. Показано, что интенсивность воспроизводства объектов социальной инфраструктуры остается низкой, что слабо способствует преодолению отрицательной миграционной динамики. Обоснована необходимость корректировки мер государственного регулирования в сфере социального развития и создания комфортной среды проживания.
Ключевые слова: население, социальное развитие, социальная инфраструктура, государственная политика, Дальний Восток России. | |||
Дальний восток:новые стратегии и модели развития
| |||
4 | Н. Е. Антонова | Эффекты реализации государственной политики в лесном комплексе Хабаровского края: современный этап | |
Хабаровский край является основным лесопромышленным регионом Дальневосточного федерального округа. Лесной комплекс Хабаровского края в рамках реализации «новой модели» развития округа является реципиентом применяемых мер государственной политики. Также он находится под воздействием общенациональной отраслевой политики, направленной на увеличение производства продукции с высокой долей добавленной стоимости. Целью статьи является исследование результатов реализации мер государственной политики по развитию лесного комплекса Хабаровского края. Рассмотрены основные инструменты политики регионального развития (территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, инвестиционная поддержка инфраструктуры) и отраслевой политики (субсидии, приоритетные инвестиционные проекты, квотирование экспорта необработанной древесины), проанализирована практика их применения в лесном комплексе края в настоящее время. Показано, что влияние перечисленных инструментов государственной политики является неравнозначным по силе их воздействия, направленности, выборе предпочтений со стороны компаний. Выявлено, что зависимость комплекса от конъюнктуры на китайском рынке оказывает влияние на нестабильность параметров функционирования лесного комплекса Хабаровского края, которую не удается компенсировать применяемыми мерами регулирования. Показано, что господдержка направлена создание производств и выход их на проектную мощность и не распространяется на достижение ими проектной окупаемости, что в условиях нестабильности рынка приводит к их убыточности. Необходима государственная поддержка не только на стадии создания инвестиционных проектов, но и осуществления производства и реализации на внешнем рынке продукции деревообработки. Сделан вывод, что дополнение унифицированных общеотраслевых инструментов стимулирования локализованными мерами, ориентированными на региональные особенности производства и специфику рынков сбыта, может обеспечить получение устойчивых результатов в проявлении заложенного инвестиционного потенциала.
Ключевые слова: государственная политика, лесной комплекс, Хабаровский край, инструменты регионального развития, отраслевые меры поддержки, конъюнктура рынка. | |||
5 | М. А. Грицко О. Г. Поливаева |
Демографический потенциал Дальнего Востока: ожидания и реальность | |
На протяжении практически трех десятилетий проблема ежегодного сокращения демографического потенциала Дальнего Востока России не теряет своей актуальности. Вхождение в число национальных приоритетов России в XXI веке и проводимая в этой связи активная государственная политика по ускоренному развитию самого крупного макрорегиона в стране не привели к положительным изменениям демографического тренда. Несмотря на различного рода преференции для потенциальных дальневосточников, их количество не компенсирует число лиц, покидающих Дальний Восток. В статье проанализированы показатели, характеризующие изменение демографического потенциала Дальневосточного федерального округа в разрезе субъектов РФ за пятилетний период активной политики социально-экономического развития макрорегиона. Рассмотрены основные составляющие естественного движения населения. Показано, что для Дальнего Востока характерна общероссийская тенденция спада рождаемости, обусловленная деформацией возрастного состава населения, прежде всего женщин фертильного возраста, изменением интенсивности рождаемости и ее возрастного профиля. При сопоставимом с общероссийским общим коэффициентом смертности Дальний Восток характеризуется повышенным уровнем смертности среди населения трудоспособного возраста. Причем, в течение анализируемого периода разрыв между среднероссийским и дальневосточным показателем смертности трудоспособного населения нарастает по большинству причин смертности. Высокая смертность трудоспособного населения выступает основным фактором низкой продолжительности жизни дальневосточников. Проведено сопоставление реальных и прогнозируемых оценок демографического потенциала, установленных в Концепции демографической политики Дальнего Востока и Указах Президента РФ. В результате установлено, что заложенные в документах ожидания относительно будущего демографического потенциала Дальнего Востока превышают реальные демографические возможности макрорегиона.
Ключевые слова: демографический потенциал, естественный прирост, рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, Дальний Восток. | |||
Теория и практика экономики и управления
| |||
6 | Е. Б. Веприкова А. А. Кисленок |
Подходы к определению территориальной депрессивности в управлении региональным развитием | |
Cокращение уровня межрегиональной дифференциации является одной из задач управления пространственным развитием в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации. Наличие существенных региональных диспропорций выступает барьером для формирования общего экономического, социального, культурного, институционального пространства и «скатывание» в депрессивное состояние территорий, отстающих в развитии. Ориентация мер государственной политики на центры экономического роста, с концентрацией в них финансовых и трудовых ресурсов, без решения проблем территориальной депрессивности не приносит ожидаемого эффекта – общего экономического подъема. Локальные эффекты при отсутствии позитивных изменений в остальных территориях приводят к нарастанию диспропорций, что ограничивают суммарную результативность проводимой политики. Формирование территориальной депрессивности – это продолжительный процесс, когда отставание переходит в деградацию. Поэтому диагностика состояния территории и выявление признаков нарастания депрессивности важная задача государственного управления. В статье представлены основные подходы к определению понятия территориальной депрессивности, используемые в российской и зарубежной науке и практике, а также признаки депрессивных территорий. Проведена апробация, предлагаемых различными авторами методов выявления депрессивности в территориальном развитии на данных субъектов РФ, входящих в состав ДФО.
Ключевые слова: управление региональным развитием, диспропорции развития, депрессивные территории, признаки депрессивности, территориальное развитие. | |||
7 | Н. Ю. Коротина | Взаимосвязь децентрализации и экономического роста в регионах России | |
Понимание процессов децентрализации экономики в федеративном государстве в качестве одного из возможных источников ее развития, требует осмысления тех последствий, которые влечет за собой формирование и реализация политики взаимоотношений федерального центра с регионами. Целью проведенного исследования является разработка подхода, позволяющего оценить влияние характера взаимоотношений федерального центра с регионами на региональных экономический рост. Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляет совокупность научных представлений в области экономического федерализма и пространственного анализа. На основе индексного метода (с помощью определения величин децентрализации региональных доходов и расходов) и осуществления позиционирования была проведена оценка взаимосвязи децентрализации и экономического роста по такому результирующему параметру развития территории как «темп роста валового регионального продукта» и параметру, характеризующему развитие отношений федерализма в стране, как «уровень экономической децентрализации». С помощью проведенных расчетов удалось показать, что на анализируемом временном промежутке отмечается положительное влияние процессов децентрализации на региональный экономический рост. Также отмечается большее влияние на процессы децентрализации показателя децентрализации доходов по сравнению с децентрализацией расходов. Результаты проведенного анализа могут быть использованы в деятельности органов государственной власти федерального уровня при формировании региональной составляющей политики федерализма. Представляется, что предложенный подход может лечь в основу исследований, связанных с определением основных направлений взаимоотношений регионов с муниципальными образованиями.
Ключевые слова: децентрализация, региональный экономический рост, региональная экономическая децентрализация, экономический федерализм. | |||
8 | В. Р. Дарбасов М. П. Соломонов |
Оценка состояния теплового хозяйства Республики Саха (Якутия) | |
В статье дана оценка состояния теплового хозяйства северного региона на примере Республики Саха (Якутия). Целью статьи является раскрытие причин хронической отсталости данной отрасли региона от среднероссийских показателей. Для достижения цели решены следующие задачи: определены особенности теплового хозяйства на Севере, проанализировано развитие жилищного фонда, производство и потребление тепловой энергии, состояние источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также ход развития реформ теплового хозяйства региона, на основе которых сделаны выводы по оценке его состояния. Отмечено в последние годы двукратное снижение темпов обновления основных фондов теплового хозяйства против нормативных, низкие темпы внедрения ресурсосберегающих технологий в тепловом хозяйстве и в целом по жилищно-коммунальному хозяйству. Определен уровень маржинального равновесия спроса и предложения на рынке тепловой энергии. Статья может представлять интерес при корректировке органами федеральной и региональной исполнительной власти решений по обеспечению надежности теплового хозяйства.
Ключевые слова: региональный рынок тепловой энергии, равновесие спроса и предложения тепловой энергии, надежность, государственное регулирование. | |||
9 | И. С. Хван | Реформа системы институтов развития Дальнего Востока: направления и задачи | |
Институты развития являются важным современным инструментом государственного регулирования экономики во всех развитых странах. Система институтов развития Российской Федерации включает в себя институты развития федерального и регионального уровней. К ключевым федеральным институтам развития относятся такие известные государственные корпорации как инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» и др. В субъектах Российской Федерации действует порядка 200 региональных институтов развития. Перед всей этой системой институтов развития до настоящего времени ставились задачи преодоления так называемых «провалов рынка», которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, содействие устойчивому экономическому росту страны или отдельного региона. В ноябре 2020 года Правительством Российской Федерации было объявлено о реформе системы институтов развития в стране. В статье анализируются цели и основные направления заявленной реформы. На примере системы институтов развития Дальнего Востока предпринята попытка оценить ее возможные последствия.
Ключевые слова: институты развития, национальные приоритеты развития, государственное управление, Дальний Восток, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, подведомственные организации. | |||
10 | Л. В. Самандина С. С. Халикова |
Практика участия органов местного самоуправления Хабаровского края в реализации национальных проектов | |
Актуальность темы связана с привлечением населения к решению проблем муниципального образования на основе участия органов местного самоуправления в реализации национальных и соответствующих региональных проектов для повышения качества жизни населения муниципального образования. В статье представлен анализ участия в реализации региональных проектов органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края. Дана характеристика основных организационно-правовых форм их участия, определены приоритеты участия в реализации национальных проектов. Проведен анализ активности органов местного самоуправления и населения исследуемых муниципальных образований в реализации региональных проектов. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о недостаточном уровне включенности органов местного самоуправления в реализацию национальных проектов, поскольку в ряде случаев речь идет не об участии органов местного самоуправления в реализации региональных проектов, а о реализации на территории муниципального образования региональных проектов.
Ключевые слова: национальные проекты, Хабаровский край, органы местного самоуправления, региональные проекты, вовлеченность населения, общественный контроль. | |||
11 | Л. Е. Пынько | Направления развития страхования опасных производств | |
В настоящее время доля доходов по страхованию (по всем его формам) в Дальневосточном федеральном округе от общероссийского составляет менее одного процента. Доля доходов страхования в производственном секторе для Дальнего Востока очень мала, при том, что промышленность региона представлена рядом предприятий, деятельность которых потенциально опасна для окружающей среды. Механизм страхования опасных производств в Дальневосточном федеральном округе слабо изучен. В это же время, современные программы развития Дальнего Востока предполагают развитие промышленности в регионе, в том числе связанной с опасными производствами. Одним из инструментов контроля и повышения безопасности опасных объектов, является своевременное страхование опасных производств. В статье рассмотрены основные вызовы для страхования опасных производств в регионе, направления развития страхования, связанные с повышением безопасности опасных производств и на опасных объектах и его косвенным влиянием на повышение качества жизни в регионе.
Ключевые слова: страхование опасных производств, цифровые сервисы страхования, обязательное страхование | |||
12 | Н. А. Хридина | Институционализация саморегулирования предпринимательских отношений как фактор развития гражданского общества | |
В статье рассматривается процесс институционализации саморегулирования в России. Современные экономические условия требуют введения новых механизмов регулирования общественных отношений, основанных на самостоятельности и инициативности участников, уменьшении государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. В этом плане саморегулирование противопоставляется государственному регулированию. Несмотря на то, что внедрение саморегулирования является стратегической государственной задачей, данный институт продолжает оставаться слабо развитым, малоэффективным и не способным на повышение конкурентоспособности российской экономики. Цель исследования – анализ институционализации саморегулирования в области предпринимательской деятельности и ее влияния на процесс формирования гражданского общества в России. Автором проанализирован процесс институционализации саморегулирования в России, выделены ключевые правовые проблемы, раскрыты основополагающие правовые категории, определяющие новый вектор регулирования предпринимательской деятельности. В своей работе автор анализирует законодательно закрепленную модель саморегулирования, и подтверждает, что процесс институционализации саморегулирования еще не завершен, в силу того, что не достигнут положительный социальный эффект, на достижение которого направлена деятельность саморегулируемых организаций. В работе предлагается внесение изменений в действующее законодательство, способных укрепить позиции саморегулирования как социального института гражданского общества.
Ключевые слова: институционализация, гражданское общество, правовой механизм саморегулирования, сущность и цели саморегулирования, позитивная юридическая ответственность, правовые проблемы саморегулирования, реформа саморегулирования. | |||
13 | Т. М. Барбышева | Развитие государственно-частного партнерства в региональном измерении | |
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) в условиях поставленных стратегических задач Президентом Российской Федерации до 2030 года может стать одним из источников привлечения финансовых ресурсов для реализации крупномасштабных проектов. В связи с этим актуальным является систематизация форм ГЧП и сферы их применения. На основе исследования разных взглядов к сути ГЧП, а также с учетом развития в России публичного управления автором предложено применение общественно-государственно-частного партнерства как формы развития кооперации государства, частного бизнеса и общества. Полиформизм ГЧП отражен в представленной классификации. На основе анализа развития ГЧП в региональном разрезе подтверждена гипотеза о корреляции между уровнем ГЧП и социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), общественно-государственно-частное партнерство (ОГЧП), полиформизм ГЧП, уровень развития ГЧП. | |||
Социология
| |||
14 | Е. А. Васильева | Мотивация женщин-государственных служащих в Республике Саха (Якутия) | |
В статье представлены результаты исследования мотивации государственных гражданских служащих в Республике Саха (Якутия). Его целью было выявление особенностей мотивации женщин-служащих, с учетом специфики их трудовой деятельности методологической базой стал институциональный подход. Анкетирование проводилось в три этапа в период с 2015г. по 2018 г.; на первом этапе было опрошено 274 служащих, на втором – 260, на третьем – 130. В результате исследования было установлено, что для всех республиканских чиновников материальные стимулы были менее значимыми, при этом для женщин нематериальное стимулирование сохраняло свою значимость весь период исследования, а мужчины в условиях повышения неопределенности (реорганизация, сопровождавшаяся изменением функционала и численности органов государственной власти) рассматривали повышение дохода как более значимый мотиватор. В качестве ведущего мотива, привлекающего на государственную службу, женщины-служащие рассматривают возможность личной самореализации (карьерный рост и профессиональное развитие), в качестве мотива, удерживающего в органах государственной власти – стабильность трудоустройства и возможность реализовать свои управленческие компетенции. Основным демотивирующим фактором для них стало отсутствие карьерной перспективы, особенно проявившееся в период организационной неопределенности. Таким образом, представления о том, что для женщин-служащих мотивы реализации управленческих компетенций менее значимы, чем для мужчин, не подтверждаются. После реорганизации мотивированность женщин-служащих снизилась сильнее, чем мужчин, при том, что в начале исследования их лояльность была выше. По мнению автора, причиной этого является то, что мотивационные мероприятия в Республике Саха (Якутия) направлялись преимущественно на повышение денежного содержания, в результате чего ожидания женщин-служащих оказались обманутыми. В дальнейшем при планировании мотивационных мероприятий в Республике Саха (Якутия) большее внимание следует уделять мероприятиям, направленным на снижение напряженности труда и на возможность реализации служащими своих управленческих компетенций.
Ключевые слова: концепт правосознание, молодежь, социологический анализ, возрастной признак, объем прав и обязанностей, нормативность сознания. | |||
15 | И. И. Чесницкий | Соблюдение социально-экономических прав граждан как императив снижения бедности в Хабаровском крае | |
В статье представлен анализ состояния и проблем реализации социально-экономических прав населения Хабаровского края как приоритетного направления снижения бедности. Обращено внимание органов власти на ситуацию с бедностью в ряде северных муниципальных районов, где население испытывает сложности в реализации своих социально-экономических прав из-за отсутствия рабочих мест. Выражена озабоченность социально-экономическими правами лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае с учетом изучения ситуации в регионе излагает свое видение решения вопроса по снижению уровня бедности в Хабаровском крае и вносит предложения, которые, по его мнению, могут быть использованы краевыми органами государственной власти для достижения показателей, установленных Президентом Российской Федерации.
Ключевые слова: права человека, бедность, население, Хабаровский край, прожиточный минимум | |||
16 | Л. А. Кривоносова | Политика формирования положительного имиджа Хабаровского края: социологический анализ | |
В статье обосновывается необходимость формирования положительного имиджа Хабаровского края как координирующего фактора и механизма стратегического развития, представлены теоретические и технологические подходы, определяющие содержание и алгоритм управленческих и исследовательских мероприятий по определению модели эффективной имиджевой политики Хабаровского края с учетом его потребностей и ресурсных возможностей. Сформулированы рекомендации возможного формирования модели имиджевой политики Хабаровского края по двум основаниям: для резидентов и нерезидентов, а также наиболее соответствующим типам бренд-имиджа. Проанализированы результаты исследований, позволяющие определить положительные и отрицательные стороны, влияющие на формирование благоприятного восприятия региона в соответствии с различными целями развития, предложены доминирующие значения для формирования бренд-имиджа, а также информационного контента, отражающего интересы потребителей территориальной имиджевой политики. Представлена методическая база для реализации комплексного социологического исследования и экспертного анализа.
Ключевые слова: имиджевая политика территорий, интересы потребителей имиджа, бренд-имидж территорий, маркетинговый подход, методы экспертных оценок, механизмы управления территориальным имиджем. | |||
17 | И. А. Гареева А. В. Конобейская |
Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) | |
В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) студенческой молодежи. Приводятся статистические данные об изменениях в здоровье представителей данной группы, а также аргументы о необходимости формирования здорового образа жизни учащейся молодежи как приоритетной задачи социального развития через социальные программы и проекты профилактики, сохранения и укрепления здоровья населения. Анализируются направления реализации целевой муниципальной программы «Сохранение и укрепление здоровья населения городского округа «Город Хабаровск» на 2015–2020 годы», направленные на поддержание и пропаганду здорового образа жизни, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки по ее содержанию. Приводятся результаты реализации муниципального проекта по продвижению технологий ЗОЖ в образовательных учреждениях города. Разработана и представлена программа подготовки и обучения активистов и организаторов ЗОЖ. Определены приоритетные направления по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи.
Ключевые слова:студенческая молодежь, здоровый образ жизни, здоровье молодежи, программы сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни молодежи. | |||
18 | М.А. Черевко | Профессиональные планы выпускников вузов (на примере социономических профессий) | |
Статья посвящена вопросам, связанным с изучением профессионального становления выпускников вузов и анализом особенностей профессиональной самоидентификации с учетом специфики получаемой профессии. Исследование, проведенное среди выпускников вузов города Хабаровска (будущих специалистов социономических профессий) проходило в условиях пандемии (COVID-19), в период повышенного общественного и государственного внимания к представителям таких профессий, как специалисты по социальной работе, медицинские и педагогические работники. В статье проиллюстрированы эмпирические результаты, описывающие профессиональные планы респондентов глазами самих выпускников в на ближайшие 5 лет (выпускники ДВГМУ, ТОГУ, ДВГАФК). Полученные данные актуализируют необходимость обратить особое внимание на социальные программы краевого уровня, направленные на закрепление и профессиональное развитие специалистов помогающих профессий.
Ключевые слова: профессиональные планы, выпускники вузов, помогающие профессии, жизненное самоопределение, пандемия, профессиональное становление, социономические профессии. | |||
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ: ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
| |||
19 | Т. Б. Смирнова | Современные этнодемографические процессы в регионах Сибири и Дальнего Востока | |
В статье проводится анализ тех изменений, которые произошли за последние 30 лет в демографическом развитии регионов азиатской части России. Азиатская Россия – это 77% территории нашей страны и всего 25% ее населения. Слабая заселенность и неравномерное размещение населения на этой невероятно огромной территории – это проблемы, сложившиеся исторически. В Российской империи и в Советском Союзе эти проблемы решались, и население восточных районов страны непрерывно увеличивалось. С распадом СССР происходит демографический поворот, численность населения между переписями 1989 и 2010 гг. сократилась на 2,2 млн. чел. Происходят сдвиги в размещении населения, изменение этнического состава регионов. Наиболее значительно сократилась, несмотря на различные программы развития, доля жителей Дальнего Востока и в целом районов Крайнего Севера, и местностей, приравненных к ним. В национальных республиках уменьшается доля русских. Для изучения этих масштабных процессов в рамках проекта «Этнодемографические процессы в Азиатской России: современное состояние, прогнозы и риски» было создано сетевое сообщество ученых, экспертов в области изучения миграций, истории и этнологии. Эти эксперты работают в 12 регионах Уральского (Свердловская, Тюменская, Челябинская области), Сибирского (Красноярский край, Республика Алтай, Омская и Новосибирская области) и Дальневосточного (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Приморский край, Чукотский автономный округ) федеральных округов. В 2020 г. в каждом регионе по единой программе были проведены социологические опросы населения, включая студентов. Была дана оценка миграционной ситуации, причин и мотивов миграций. Представляется важным проанализировать этнодемографические процессы накануне проведения Всероссийской переписи населения.
Ключевые слова: Азиатская Россия, Сибирь, Дальний Восток, демография, миграции, численность населения. | |||
20 | О. П. Коломиец | Особенности современных миграционных процессов на Крайнем Северо-Востоке России (Чукотский вариант) | |
Статья посвящена характеристике современных миграционных процессов в Чукотском автономном округе (ЧАО). Источниковая база исследования – статистические материалы, опубликованные результаты экспертных и массовых опросов населения, проведенных в 2018, 2019, 2020 гг. в городах и селах ЧАО. В работе представлен сравнительный анализ миграционной ситуации в ЧАО в разные годы, выявлены особенности миграционных процессов, происходящих на Крайнем Северо-Востоке России, охарактеризованы миграционные настроения и отношение к мигрантам различных групп населения региона. В исследовании определены причины стремительного оттока жителей ЧАО в начале 1990-х гг., изменения в структуре населения, в том числе этнической, описана современная миграционная ситуация. Высокие темпы внутренней миграции – характерная особенность северных территорий. Во времена экономического подъема наблюдается миграционный прирост, в кризисные годы – интенсивная убыль населения. Для Чукотки характерны такие сдерживающие миграцию факторы, как неблагоприятный климат, дороговизна авиабилетов, высокая стоимость аренды жилья, особенности начисления заработной платы. Чукотка является территорией регламентированного въезда для иностранных граждан, что в значительной степени сдерживает поток иностранных трудовых мигрантов. Результаты опросов жителей округа показывают, что значительная часть опрошенных в целом нейтрально относится к российским и иностранным трудовым мигрантам, в целом население понимает важность притока квалифицированных кадров для развития региона. Основной проблемой демографического развития ЧАО является продолжающийся на фоне естественного прироста населения миграционный отток. В настоящее время в регионе наблюдается отрицательная динамика миграционных процессов.
Ключевые слова:Чукотский автономный округ, миграционные процессы, особенности, население, миграционные настроения. | |||
21 | В. В. Зубков П. Г. Сидоров |
Миграционные представления жителей Хабаровского края: опыт пилотного социологического исследования | |
В статье представлены результаты пилотного социологического исследования миграционных представлений населения, причин их формирования, а также факторов и условий, при которых реализуется готовность жить и работать в Хабаровском крае. Анализ результатов опроса, который по методике исследования проведен в двух целевых группах («жители региона» и «студенческая молодежь»), свидетельствует об устойчивости и воспроизводстве миграционных намерений как решительной готовности и стремлении уехать с места постоянного проживания на территории Хабаровского края. Социологический подход в изучении миграционных представлений исследуемых целевых групп заключается в определении целевых установок, ориентиров и ожиданий от переезда, обусловленных статусно-ролевым набором и личностными установками респондентов.
Ключевые слова: демографическая ситуация, дальневосточный макрорегион, миграционные представления, миграционный отток, миграционный потенциал, студенческая молодежь. | |||
22 | А. В. Задорин | Структура занятости и уровень образования киргизов-мигрантов в Красноярском крае | |
В статье на основании статистических данных и материалов социологического исследования определена структура занятости и уровень образования киргизов в Красноярском крае. Неполнота информации о генеральной совокупности обусловила выбор разведывательного типа исследования. Было опрошено 106 человек в возрасте от 18 до 65 лет, из них 58 мужчин (54,7%) и 48 женщин (45,3%). Из общего числа респондентов 28,3% составили студенты Сибирского федерального университета (СФУ). Использовались неслучайные (стихийные) виды отбора. В результате исследования охарактеризован профессиональный состав киргизов-мигрантов в Красноярском крае, уточнена имевшаяся в специальной литературе информация о сферах их занятости. Не подтвердилось распространённое мнение о том, что большинство киргизов в Красноярском крае занято в сфере торговли и предпринимательства (таковых оказалось только 17,1%). Большинство иммигрантов работает не по специальности, причём у многих изменилась не только профессия, но и сфера приложения труда. Среди мужчин преобладают неквалифицированные рабочие (38,5% респондентов) и квалифицированные (30,8%). Большинство женщин является домохозяйками (35,1%), занято неквалифицированным трудом либо работает продавцами (по 24,3%). В то же время исследование выявило положительную динамику уровня образования у киргизов. С 2010 по 2020 г. среди них повысилась доля лиц со средним профессиональным и высшим образованием. Данная тенденция ещё не нашла отражение в научной литературе и официальной статистике. Рост образованности и хорошее знание русского языка создают предпосылки для успешной адаптации и интеграции киргизов-мигрантов.
Ключевые слова: структура занятости, уровень образования, киргизы, мигранты, Красноярский край, социологический опрос, Всероссийская перепись населения 2010 г. |